В 2023-2024 учебном году продолжают работу 4 (четыре) ресурсные зоны обучения из числа обучающихся:
- имеющих расстройства аутистического спектра и обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
- имеющих расстройства аутистического спектра и обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
- имеющие интеллектуальные нарушения и обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учителя ресурсных зон обучения
Смирнова Погорелова
Дарья Геннадьевна Ольга Владимировна
Торбина Богачева
Клавдия Геннадьевна Инна Валерьевна
Ресурсная зона обучения — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями, обеспечивает право на образование любому обучающемуся и позволяет организовать обучение каждого обучающегося в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
Что такое ресурсная зона обучения?
Ресурсной зоной обучения называется пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии обучающегося с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
В ресурсной зоне обучения могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсной зоне является основным.
Обучение в ресурсной зоне позволяет индивидуализировать обучение для каждого обучающегося. Индивидуальная образовательная программа для обучающегося составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности обучающегося, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с обучающимся.
Формы работы в ресурсной зоне обучения
Ресурсные зоны обучения не являются коррекционными. В ресурсной зоне обучения, как и в коррекционном классе, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.
Главное отличие заключается в том, что обучающиеся ресурсных зон последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение обучающихся в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает обучающийся. Совместное решение о готовности обучающегося посещать уроки общеобразовательного класса принимают учителя ресурсной зоны обучения и специалисты службы психолого-педагогического и социального сопровождения.
В ресурсной зоне обучения применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей обучающегося и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей обучающегося, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.
Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсной зоне обучения. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсной зоны обучения, тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.
Ключевая роль тьютора
Тьютор может быть рекомендован обучающемуся как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе (на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии). Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации обучающегося.
Тьютор сопровождает обучающегося на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями обучающегося, которого он сопровождает.
Тьютор постоянно находится с обучающимся и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.
Тьютор необходим, если у обучающегося отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения.