1. Наименование инновационного образовательного продукта, представляемого на Конкурс:
2. Автор/авторский коллектив:
Соппа Ольга Валерьевна - директор ГБОУ школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района “Невская школа”
Скрутелева Ирина Анатольевна - заместитель директора по УВР ГБОУ школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района “Невская школа”
Нечаева Галина Александровна - заместитель директора по УВР ГБОУ школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района “Невская школа”
Абдуллаева Лариса Магомедовна - заместитель директора по УВР ГБОУ школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района “Невская школа”
Пирогова Ольга Дмитриевна - советник по воспитанию ГБОУ школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района “Невская школа”
Собиров Алиджан Абдурахмонович - педагог дополнительного обучения ГБОУ школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района “Невская школа”
3. Общее описание инновационного образовательного продукта: ключевые положения, глоссарий:
- Партнерство государства и общества: Формирование единой системы управления образованием в ОУ, основанной на взаимодействии администрации, педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей).
- Прозрачность и открытость: Обеспечение доступности информации о деятельности ОУ, включая результаты образовательной и управленческой работы, для всех участников образовательного процесса.
- Укрепление института управляющих советов: Повышение роли коллегиальных органов в принятии решений, влияющих на развитие образовательной организации.
- Основы управления образовательной организацией — это комплекс теоретических знаний, практических навыков и принципов, направленных на эффективное руководство и организацию деятельности образовательного учреждения с целью обеспечения качественного образовательного процесса, выполнения социальных задач, соблюдения нормативно-правовых актов и достижения стратегических целей развития учебного заведения. Это включает в себя управление персоналом, финансовыми ресурсами, образовательным процессом, а также использование современных технологий и методов для повышения эффективности работы образовательной организации.
- Развитие образовательных организаций и инновационные подходы: маркетинг и брендинг образовательной организации — это процесс внедрения современных методов и стратегий для улучшения функционирования образовательных учреждений, повышения их конкурентоспособности и привлечения внимания к образовательным программам.
Маркетинг образовательной организации — это система мероприятий, направленных на продвижение образовательных услуг, повышение осведомлённости о деятельности учреждения, а также на удовлетворение потребностей студентов и их родителей. Это включает в себя:
- Исследование рынка образовательных услуг.
- Разработка рекламных кампаний.
- Формирование коммуникации с целевой аудиторией через различные каналы (интернет, социальные сети, мероприятия).
- Организация мероприятий, направленных на привлечение новых учеников.
Брендинг образовательной организации — это процесс создания уникального образа образовательного учреждения, который включает в себя:
- Формирование корпоративной культуры и ценностей.
- Разработку логотипа, фирменного стиля и других визуальных элементов.
- Создание и поддержание репутации образовательного учреждения.
- Продажа образовательных услуг как бренда с уникальными характеристиками, подходами и качеством обучения.
4. Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации “Инновации в управлении образовательной организацией”.
Образовательная инновационная программа подготовки общественности к управлению образовательной организацией “Диалог» относится к номинации «Инновации в управлении образовательной организацией» конкурса инновационных образовательных продуктов «Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга» по следующим причинам:
- Вовлечение общественности в процесс управления
Программа ориентирована на подготовку и вовлечение представителей общественности (родителей, обучающихся, местных сообществ) в процесс управления образовательной организацией. Это подход, который активно развивается в современных образовательных практиках, и он представляет собой инновацию, поскольку традиционно управление школами и другими образовательными учреждениями было сосредоточено исключительно в руках административных органов и педагогов. Вовлечение общественности позволяет учитывать интересы различных групп и повышает ответственность за принятие решений.
- Развитие и внедрение новых моделей управления
В рамках программы рассматриваются методы эффективного взаимодействия между обществом и администрацией образовательных организаций, что способствует созданию новых моделей управления, основанных на сотрудничестве и партнёрстве. Это инновационный подход к управлению, поскольку он предполагает новые формы взаимодействия, повышает эффективность и демократичность управленческих решений. - Создание механизма общественного контроля и оценки
Программа включает в себя обучение общественности методам контроля качества образования, что является важным шагом в преобразовании системы управления. Это способствует инновациям в управлении, поскольку позволяет создать прозрачную систему оценки и мониторинга работы образовательных учреждений, в которой общественные организации и граждане становятся активными участниками процесса. - Цифровизация и использование новых технологий
Подготовка общественности к управлению образовательными организациями предполагает использование современных цифровых технологий для коммуникации и взаимодействия. Это включает в себя платформы для дистанционного обучения, онлайн-платформы для обсуждения и принятия решений, что соответствует современным инновационным подходам в образовательной и управленческой сферах. - Обучение управлению через практические знания
Программа, ориентированная на практическую подготовку участников, предоставляет не только теоретические знания, но и управленческие навыки, что является важным аспектом инновационного подхода. В отличие от традиционных образовательных программ, эта программа фокусируется на реальных практиках и сценариях, применимых в управлении образовательными организациями. - Социальная ответственность и устойчивое развитие
Программа способствует формированию социальной ответственности и развитию устойчивых управленческих практик в образовательных организациях. Внедрение этих принципов в систему управления образованием является важной частью инновационного развития образовательной сферы.
Таким образом, образовательная программа соответствует ключевым характеристикам инноваций в управлении образовательными организациями, поскольку она способствует внедрению новых подходов к управлению, развитию партнерских отношений между образовательным учреждением и обществом, использованию современных технологий и созданию более прозрачной и открытой системы управления.
5. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного образовательного продукта.
Для успешного внедрения инновационного образовательного продукта — образовательной программы для подготовки общественности к управлению школой — необходимо обеспечить разнообразное ресурсное обеспечение, охватывающее как материальные, так и нематериальные аспекты. Ниже приведены основные компоненты такого ресурсного обеспечения:
1. Человеческие ресурсы
-
Преподаватели и тренеры: квалифицированные специалисты с опытом работы в сфере управления образовательными организациями, педагогики, общественного контроля и права.
-
Модераторы и фасилитаторы: специалисты, способные организовывать дискуссии, форумы и взаимодействие между участниками, а также обучать общественность методам эффективного управления и взаимодействия с администрацией школы.
-
Консультанты и эксперты: профессионалы в области образовательного законодательства, инновационных методов управления и оценки качества образования, которые могут помочь в разработке программы и практических занятий.
2. Материально-технические ресурсы
-
Кабинеты и учебные помещения: для проведения очных занятий, тренингов, семинаров и мастер-классов необходимо обеспечить достаточное количество помещений с подходящей мебелью и техникой для комфортного обучения.
-
Технические средства: компьютеры, проекторы, доски, средства для записи и презентации материалов. Для использования в онлайн-форматах — доступ к видеоконференцсвязи, интернет-платформы для дистанционного обучения.
-
Образовательные и методические материалы: книги, учебные пособия, презентации, видеоматериалы, исследовательские работы, а также доступ к библиотекам и информационным ресурсам, связанным с управлением образовательной организацией.
3. Финансовые ресурсы
-
Бюджет для разработки и реализации программы: средства, которые будут направлены на создание учебных материалов, организацию учебных мероприятий и семинаров.
4. Организационные ресурсы
- Партнёрство с общественными и правозащитными организациями: сотрудничество с организациями, работающими в сфере образования и правового обеспечения, для получения экспертной поддержки и обеспечения обратной связи.
5. Информационные ресурсы
- Информационные и образовательные материалы: разрабатываемые методические пособия, буклеты, руководства по организации и участию в управлении школой, а также инструкции для участников программы.
- Платформы для обмена опытом и общения: онлайн-форумы, социальные сети, блоги и другие инструменты для общения участников программы.
6. Технология внедрения инновационного образовательного продукта (что? для чего и зачем? для кого? как?)
Что?
Инновационная образовательная программа подготовки общественности к управлению школой представляет собой систему (курс) учебных семинаров, тренингов и практических занятий, направленных на обучение и развитие навыков родителей, старшеклассников, кооптированных участников управляющего совета для активного участия в управлении образовательным учреждением. Программа включает в себя теоретические материалы о законодательстве в сфере образования, управлении школой, методах общественного контроля и разрешения конфликтов, а также практические тренинги, кейсы, моделирующие реальные управленческие ситуации.
Для чего и зачем?
- Повышение вовлеченности общественности: образовательная программа направлена на повышение осведомленности и активное вовлечение коллегиальных органов в процесс управления образовательным учреждением.
- Создание эффективной системы взаимодействия между школой и обществом: это способствует установлению партнерских отношений между руководством образовательного учреждения и коллегиальными органами, улучшая коммуникацию, “Диалог” и учитывая интересы всех сторон.
- Усиление общественного контроля: программа позволяет обучить общественность методам контроля качества образования, мониторинга работы образовательного учреждения и обеспечения их прозрачности.
- Развитие лидерских и управленческих навыков у представителей общественности: это помогает родителям, старшекласникам, кооптированным членам развить навыки конструктивного взаимодействия в управлении школой, разрешении конфликтов, ведении переговоров и принятии совместных решений.
- Повышение качества образования: Программа способствует повышению качества образования за счет активного участия заинтересованных сторон в управлении школой, что ведет к повышению ответственности и эффективности работы образовательного учреждения.
Для кого?
- Родители/законные представители обучающихся: одним из главных участников программы являются родители/законные представители, которые хотят принимать участие в жизни школы, влиять на принятие решений и улучшать образовательный процесс для своих детей.
- Представители местных сообществ и общественных организаций: люди, активно участвующие в общественной жизни, которые могут оказывать влияние на улучшение образовательных стандартов на уровне местных властей.
- Члены школьных управляющих советов: программа ориентирована на подготовку людей, которые будут работать в школьных управляющих советах, предоставляя им знания и инструменты для эффективного принятия решений.
- Педагогический состав и администрация школ: для улучшения взаимодействия с общественностью и повышения качества управления образовательным учреждением.
Как?
- Анализ потребностей и создание программы:
- На первом этапе необходимо проанализировать потребности целевой аудитории, изучив, какие именно знания и навыки необходимы для эффективного управления школой.
- Затем разрабатывается структура программы с учетом этих потребностей, включая модули по законодательству в сфере образования, методам управления и коммуникации, а также практические занятия по общественному контролю и разрешению конфликтов.
- Разработка учебных материалов:
- Создание учебных материалов (руководства, презентации, видеоуроки, тесты) для самостоятельного обучения и в качестве дополнительного контента для занятий.
- Подготовка инструкций и рекомендаций по проведению тренингов, обсуждений, ролевых игр и моделирования управленческих ситуаций.
- Выбор формы обучения:
- Очное обучение: проведение семинаров, тренингов, круглых столов, мастер-классов, конференций, где обучающиеся смогут взаимодействовать с экспертами и практиками.
- Дистанционное обучение: использование вебинаров для широкой аудитории, обеспечения доступности программы для всех заинтересованных участников.
- Гибридное обучение: сочетание очного и онлайн-форматов для повышения доступности и гибкости программы.
- Подготовка педагогов и фасилитаторов:
- Отбор и обучение специалистов, которые будут проводить обучение.
5. Практическое применение и тренировки:
- Включение в программу различных форм практической деятельности: моделирование реальных ситуаций, ролевые игры, тренинги по разрешению конфликтов и ведению переговоров, обсуждение и анализ кейсов.
- Привлечение участников к реальному процессу управления школой, например, участие в заседаниях управляющих советов или совместных мероприятиях с администрацией школ.
6. Оценка эффективности и обратная связь:
- Оценка успешности программы с помощью тестов, анкет, опросов участников, чтобы выявить, насколько программа соответствует потребностям целевой аудитории и где необходимы изменения.
- Создание системы обратной связи, чтобы участники могли обмениваться опытом, предлагать идеи по улучшению программы и вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.
7. Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности, и их корреляции с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга, национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации.
Связь с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга:
Программа подготовки общественности к управлению образовательной организацией напрямую связана с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ», а именно стратегического вектора развития “Государство”, проектов “ПРОшкола (позитивная, развивающаяся, открытая”, “Я- гражданин”, что выражается в следующих направлениях:
1. Создание и развитие партнерских отношений между школами и сообществом.
В рамках Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга подчеркивается важность создания партнерских отношений между образовательными учреждениями, родителями и местным сообществом. Программа подготовки общественности к управлению школой способствует развитию этого направления, предоставляя практические инструменты для создания эффективного взаимодействия.
2. Реализация инновационных подходов в управлении школами.
Одной из ключевых задач Программы развития системы образования Невского района является внедрение инновационных технологий и методов управления образовательными учреждениями. Образовательная программа для общественности включает в себя элементы инновационного подхода, развивая культуру совместного принятия решений и внедряя современные методы взаимодействия.
3. Участие граждан в принятии решений на уровне образовательных учреждений.
Программа развития системы образования Невского района ставит перед собой задачу вовлечения граждан в процесс принятия решений на всех уровнях образования. Образовательная программа подготовки общественности напрямую поддерживает эту цель, обучая граждан эффективным методам участия в управлении школами.
4. Повышение прозрачности и открытости управления.
В рамках Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга уделяется внимание повышению прозрачности и открытости в управлении образовательными учреждениями. Программа подготовки общественности способствует этому, активно вовлекая общественность в процессы мониторинга и оценки работы образовательных организаций.
Внедрение программы подготовки общественности к управлению образовательной организацией также соответствует ключевым национальным целям и стратегическим задачам, изложенным в Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2030 года:
1. Цель 1: Обеспечение доступности и качества образования.
Программа подготовки общественности способствует достижению этой цели за счет укрепления общественного контроля, повышения вовлеченности родителей и местных сообществ в образовательный процесс. Активное участие общественности в управлении школой напрямую влияет на повышение качества образовательных услуг и их доступность для всех слоев населения.
2. Цель 2: Развитие инфраструктуры и технологий образования.
Программа способствует внедрению инновационных подходов в управлении образовательными учреждениями, что соответствует задачам стратегии по развитию цифровых технологий и инфраструктуры образования. Программа включает элементы цифрового обучения и использование технологий для эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
3. Цель 3: Повышение профессионализма кадров образовательных организаций.
В рамках программы участники развивают управленческие, лидерские и коммуникативные навыки, что соответствует национальной цели по повышению квалификации кадров и развитию профессиональных компетенций. Программа обучает общественность не только теории управления, но и практическим методам взаимодействия и разрешения конфликтов.
4. Цель 4: Внедрение механизмов социальной ответственности в образовательный процесс.
Программа направлена на развитие социальной ответственности граждан и их активное участие в жизни образовательных учреждений, что соответствует стратегической задаче по формированию у граждан навыков социальной ответственности и участию в управлении образовательной системой.
5. Цель 5: Повышение гражданской активности и вовлеченности в общественные процессы.
Одна из ключевых задач программы — повышение гражданской активности путем подготовки общественности к управлению школами.
8. Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления.
Использование инновационного образовательного продукта, такого как программа по подготовке общественности к управлению школой, разработанной в соответствии с ситуацией и актуальностью в ГБОУ школе № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района “Невская школа”, в других образовательных организациях может быть сопряжено с рядом рисков. Однако для каждого из этих рисков можно предложить пути их преодоления, чтобы минимизировать возможные негативные последствия и обеспечить успешную реализацию программы.
1. Сопротивление изменениям со стороны участников
Риск: школы могут столкнуться с сопротивлением со стороны сотрудников образовательных организаций, родителей, а также других участников процесса управления. Это может проявляться в виде недовольства, несогласия с новыми подходами или недостаточного интереса к программе.
Путь преодоления:
- Проведение предварительных консультаций и тренингов для всех участников, чтобы прояснить цели и преимущества программы.
- Вовлечение всех заинтересованных сторон на этапе планирования и разработки программы, чтобы они могли предложить свои идеи и почувствовать себя частью процесса.
- Постоянная обратная связь и мониторинг изменений, чтобы корректировать действия и устранять возможные препятствия.
2. Недостаток квалификации у участников программы
Риск: некоторые участники программы, особенно те, у кого нет опыта в управлении, могут не обладать необходимыми знаниями и навыками для эффективного участия в управлении образовательной организацией.
Путь преодоления:
- Разработка уровня подготовки программы, которая будет учитывать различные уровни знаний участников.
- Модульный подход в обучении, при котором можно начать с базовых тем и постепенно переходить к более сложным вопросам управления.
- Использование наставничества и коучинга — опытные специалисты могут помочь начинающим участникам освоить необходимые навыки.
3. Низкая мотивация у общественности
Риск: участники программы могут не увидеть непосредственной выгоды от своего участия, что приведет к снижению мотивации.
Путь преодоления:
- Подчеркивание важности роли общественности в принятии решений, что напрямую влияет на улучшение условий для учащихся.
- Предоставление реальных примеров успешного взаимодействия и положительного влияния общественности на развитие школ в других регионах.
- Привлечение лидеров мнений и успешных примеров общественного управления для вдохновения участников.
9. Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта, включая аналоговый анализ, содержащий перечень материалов (продуктов), аналогичных представляемому продукту (например, по названию, смыслу, ключевым словам, содержанию и т.п.), сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом, выводы (с указанием отличий продукта от аналогов).
Чтобы обосновать инновационный характер предлагаемой программы, необходимо проанализировать аналогичные образовательные программы и продукты, а также выявить их ключевые отличия.
Аналоги программы:
- Общественный контроль в образовании: законодательное обеспечение и перспективы практики. А.А. Седельников, к.п.н., ведущий научный сотрудник Красноярского ИПК1 , член общественного совета при министерстве образования Красноярского края, председатель общественной палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи (региональной общественной палаты) Красноярского края https://ioc-tmr.edu.yar.ru/materiali_dlya_stranits_sayta/innovatsionniy_proekt_obshchestvennay_67/materiali/1_sedelnikov_obshchestvenniy_kontrol_v_obrazovanii.pdf
- Описание: Программа, разработана для подготовки представителей общественности к участию в системах общественного контроля, мониторинга и оценки качества образования.
- Ключевые слова: общественный контроль, оценка качества, участие в принятии решений.
- Сопоставление: Данная программа охватывает элементы управления образовательными учреждениями и общественного контроля, но не фокусируется на практических навыках управления и разрешения конфликтов, которые являются важными элементами предлагаемой программы.
- Образовательный курс для управляющих советов образовательных организаций “Управляющий совет как эффективная модель общественного участия в управлении” https://stepik.org/course/109614/promo
- Описание: Курс, направленный на обучение членов управляющих советов образовательных учреждений управлению школой, оценке качества образования и взаимодействию с различными государственными и общественными структурами.
- Ключевые слова: управление образовательными учреждениями, управляющие советы, качество образования.
- Сопоставление: Эта программа рассчитана на ограниченный круг участников (членов управляющих советов), в то время как предлагаемая программа охватывает более широкую общественность и включает больше навыков, таких как разрешение конфликтов и использование цифровых инструментов.
- Программы повышения квалификации для образовательных менеджеров
- Описание: Программы для профессиональных руководителей в сфере образования, которые обучают управлению образовательными учреждениями, бюджетированию, планированию и оценке качества образования.
- Ключевые слова: управление, образовательные менеджеры, бюджетирование, планирование.
- Сопоставление: Хотя эта программа предоставляет необходимые управленческие навыки, она ориентирована на профессионалов, а не на общественность, что ограничивает её доступность для широкой аудитории и не развивает общественные компетенции в управлении школой.
- Программы гражданского образования для родителей https://psv4.userapi.com/s/v1/d/Kwm77ejCcY-rjuDA17Qn1efxFyMQIuwU-tdNXe3IAUHU2oQNok9nDEQseZgDjM4PRBukab4lmyWd99TRN54ETXj908nni9mdnR6I344VMhNtQ26v/Sbornik_programm_i_proektov_po_prosvescheniyu_roditeley.pdf
- Описание: Курсы для родителей, направленные на улучшение их участия в жизни школы, развитие навыков взаимодействия с педагогами и участия в образовательном процессе.
- Ключевые слова: гражданское образование, участие родителей, взаимодействие с учителями.
- Сопоставление: Программа для родителей сосредоточена на взаимодействии с педагогами и образовательным процессом, но не затрагивает управленческие аспекты или общественный контроль, как в предлагаемой программе.
Ключевые отличия предлагаемой программы от аналогов
- Целевая аудитория:
Программа ориентирована на более широкую аудиторию, включая родителей, местные сообщества, представителей общественных организаций, а не только на членов управляющих советов или педагогов. Это позволяет формировать более широкое общественное участие в управлении школой. - Комплексный подход к управлению:
В отличие от аналогов, которые фокусируются на отдельных аспектах (например, общественный контроль или участие в образовательном процессе), наша программа охватывает все ключевые аспекты управления образовательной организацией — от общественного контроля до навыков ведения переговоров и разрешения конфликтов. - Использование цифровых инструментов:
Программа включает обучение использованию современных цифровых технологий для взаимодействия и управления, что является уникальной особенностью, не затронутой в других аналогичных курсах. Это отвечает потребности в адаптации управления образованием к цифровой эпохе. - Практическая направленность:
Программа включает значительное количество практических занятий, направленных на развитие навыков решения реальных управленческих задач, например, ведения переговоров и разрешения конфликтов. Это отличает её от теоретически ориентированных программ, которые не всегда позволяют участникам развить эти навыки. - Инновационный компонент в обучении:
Программа использует новейшие методы обучения, такие как кейс-метод, тренинги с элементами ролевых игр и симуляции реальных управленческих ситуаций. Это позволяет значительно повысить уровень вовлеченности участников и улучшить усвоение материала.